Любой сказке свойственно кончаться. Джордж Лукас, подаривший нам «Звездные войны» и «Индиану Джонса», в последнее время благоразумно ограничивался стрижкой зелени с лужайки своих прошлых фильмов, выпуская их 3D-версии и подрабатывая на создании спецэффектов. Вложив десятки миллионов собственных средств в съемки, как оказалось, никому не нужного фильма, Джордж повторил судьбу Стивена Спилберга. Тот тоже снял недавно «Боевого коня» — по всем законам кино 80-90-х. Результат предсказуем в обоих случаях — картина не получила того внимания, на которое рассчитывали мэтры. Более того, фильмы даже не окупились. Почему? Потому что на дворе — уже второе десятилетие 21 века.
Во времена второй мировой войны в недрах министерства обороны возник проект по обучению летному мастерству негров. В те времена негры были чуть больше, чем рабами, и стать летчиком было для каждого из них недостижимой мечтой. Созданная летная дивизия оказалась очень эффективной. В ее задачи входило сопровождение бомбардировщиков, и она с этой задачей справлялась лучше всех. Попутно негры в Европе влюблялись, совершали подвиги, в общем — всячески доказывали, что они такие же, как и их белые сограждане.
С какого перепугу Джордж Лукас задумал снимать фильм о тяготах расизма в военно-воздушных силах в период второй мировой войны — тайна. Как я уже и говорил, Джордж застрял в 80-х, когда тема расовой сегрегации еще могла бы «выстрелить», сегодня же негры зовутся «афроамериканцами» и уже давно ни за что не борются, живя на пособия и попивая сок у себя в южном централе. Более того, развеселая, доведенная до маразма тема «негры тоже умеют летать» вызывает раздражение даже у самых толерантных зрителей. В этом ведь главное — не перегнуть, но в «Красных хвостах» любая мелочь доведена до абсолюта. В результате фильм не о том, что негры тоже умеют управлять самолетом, а о том, что негры умеют, а вот белые — сплошь дураки и бездари.
Естественно, сквозь призму маразматичного сюжета сложно разглядеть мастерство, с которым поданы воздушные баталии. Невооруженным глазом видно, что практически все нарисовано в недрах студии Lucas Art, но нарисовано добротно, чуть лучше, чем сегодня рисуют в какой-нибудь Nu Image. Смотреть, честно говоря, приятно, если только не раздражаться на вечно появляющиеся головы пилотов в кадре. Причем не важно — чья это голова, бравого негра или лютого фашиста. Ты смотришь красивую битву, а тебе постоянно напоминают, что ведут ее белые и черные. Диссонанс выбивает из колеи.
В конечном счете складывается ощущение, что ты не фильм смотришь, а политическую агитацию. На протяжении полутора часов с небольшими перерывами на воздушные баталии зрителю постоянно напоминают: «Вот видишь, негры тоже о-го-го, а их за людей не считали, обижали». Возникает вполне резонный вопрос — за что заплачены деньги? Понимаю, для русского зрителя этот вопрос не возникает, у нас этот фильм ни на DVD, ни на большой экран не вышел, но вот для американского любителя кино ответ был очевидным. При затратах на производство и продвижение в размере более 80 миллионов долларов фильм собрал в прокате меньше 50, что для Лукаса, как основного инвестора этого произведения, надеюсь, послужит хорошим уроком.
Вердикт: фильм про негров и про то, какие они замечательные. Если подобное нравится — смотрите обязательно. Остальным не рекомендую тратить полтора часа на откровенно скучное, хоть местами и красивое, кино.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.