Любой проект кинокомпании Disney последних лет можно описать в нескольких предложениях. Гигантский бюджет. Буйство красок. Агрессивный маркетинг. Нулевая художественная ценность. Отсутствующий сюжет. Вольная интерпретация появления в волшебной стране того самого Оза могла стать одним из самых захватывающих приквелов, но в результате оказалась фильмом о дебильно улыбающемся пройдохе, волею судьбы вовлеченном в чужой для него конфликт в чужой для него стране.
Фокусник Оз странствует по маленьким городкам в составе цирка-шапито. Каждое его выступление – это не только очарование простенькими фокусами деревенщин, но и разбитые сердца женщин. В процессе побега от разъяренного силача, чью женщину он умудрился оскорбить своим поведением, Оз на воздушном шаре попадает в ураган. Очнувшись в странном месте, первое, что делает Оз, это соблазнение мадам в красном и склонение летающей мартышки к обману и вечному служению. Однако, на этом успехи иллюзиониста оканчиваются – по дороге из желтого кирпича он попадает в Изумрудный город, где сестра соблазненной девушки объясняет ему расклад. Озу необходимо победить злую волшебницу, и только в этом случае он станет королем волшебной страны. Разумеется, прохвосту это не очень нравится, но что делать – сбежать из этой страны невозможно. Придется выполнять предначертанное в пророчестве.
«Волшебник страны Оз» в советское время с легкой руки писателя Волкова превратился в «Волшебника изумрудного города», и, если честно, пересказ мне нравится куда больше, чем оригинал. До Волкова подобный кульбит удалось осуществить лишь Толстому, превратившему «Пиноккио» в «Буратино». Но в обоих случаях в основу сказок закладывалось больше оригинального, чем придуманного. В случае с сюжетом фильма «Оз великий и ужасный» произошло самое страшное – вместо детальной проработки каждой детали и мелочи предыстории известной каждому жителю США сказки, сценаристы притянули все за уши. Получилось так, как будто кто-то однажды сказал: «ребята, а ведь мы не можем экранизировать эту сказку, все равно не получится превзойти шедевр-оригинал. Так давайте придумаем, как этот Оз в страну волшебную попал». Ну а дальше включилась бездушная машина под названием Disney.
Уолт Дисней оставил после себя великое наследство, состоящее из добрых сказок и фильмов. Потомки же решили, что душа у сказки – не самое главное. Ведь детям надо показать что-нибудь пестрое, чудесное, так давайте напичкаем картинку какими-нибудь нелепицами, а для усиления маразма снимем все это в 3D. Это уже было опробовано на «Алисе в стране чудес», и, не смотря на премии и награды, было довольно прохладно воспринято зрителями. У меня сложилось такое чувство, что посмотрев на произошедшее с Бертоновской Алисой, кто-то особо тупой в Disney сказал: «эге, да им просто не понравилась излишняя мрачность, давайте сделаем повеселее и покрасочнее».
Что же получилось в итоге? Краски настолько яркие, что от них болят глаза. Главный герой настолько жизнерадостный, что больше похож на дебила. Никаких тебе страшил, железных человеков, львов – получите малонаселенную страну, трех сестер-колдуний, да летающую мартышку. При этом, тот же идиот, наверное, нашептал сценаристам: «ребята, надо сделать так, чтобы взрослым не было скучно». Ребята постарались на славу – первая колдунья отдается фокуснику практически сразу, вторая медлит, ну а на третьей он, как ставший в итоге приличным человеком, наверняка женится. Зачем все это в детской сказке – не понятно. Равно как не понятно, зачем пугать детей летающими орангутангами, страданиями фарфоровой куколки, лишившейся ножек и прочими не свойственными оригиналу грубыми сценами.
Сказка о волшебнике из Изумрудного города, причем как в американской, так и в советской трактовке, в первую очередь учила дружбе, взаимовыручке. В той книжке была масса приключений. Конечно, там были и грустные моменты, и страшные. Но все было сбалансировано. «Оз великий и ужасный» — безвкусная экранизация больной фантазии сценаристов и продюсеров Disney. Жалко потерянного времени.
Вердикт: отвратительно скучно, вырвиглазно безвкусно. Жаль потерянных двух часов жизни.
Понравилась рецензия? Подпишись на новые.