Тема зомби практически неисчерпаема. Для жанра ужасов они стали одной из традиционных декораций, как есть сюжетные клише в романтических комедиях и мелодраммах. По большому счету, фильмы про зомби очень похожи друг на друга, есть лишь несколько вариаций сюжета и создатели такого кино редко находят лазейки для того, чтобы сделать картину запоминающейся. Кто-то отказывается от абстрактных мест проведения зомби-апокалипсиса в пользу конкретной местности, узнаваемой большинством зрителей. Кто-то делает ставку на политический контекст, подразумевая под зомби толпу то потребителей, то обывателей, то еще какой-нибудь широкой социальной группы. Корейцы внезапно умудрились снять один из лучших зомби-фильмов и сорвали куш не только у себя дома (а для маленькой Кореи сборы в 80 миллионов долларов это запредельно много), но и привлекли внимание зрителей по всему миру. В России «Поезд в Пусан», как и все фильмы ужасов, собрал небольшую кассу, а большинство зрителей остались слегка разочарованными. Оно и понятно, в нашей стране такие фильмы предпочитают смотреть дома. Потому и позитивных отзывов в сети куда больше. Мне фильм понравился, не смотря на корейский антураж, не смотря на двухчасовой хронометраж, не смотря на явный перекос в драматический аспект.
У фильма есть анимационный приквел – «Станция «Сеул». Если сам «Поезд в Пусан» посмотрели немногие, то с популярностью аниме у нас все обстоит еще хуже. Корея охвачена странным вирусом, мгновенно превращающим все живое в зомби. Достаточно одного укуса и от 1 секунды до пары минут на то, чтобы укушенный сам захотел жрать все, что движется. Ничего не подозревающие пассажиры экспресса в Пусан сталкиваются с тем, что инфекция проникла в скоростной поезд и потихоньку забрала большинство попутчиков. Выжившие делятся на несколько групп по моральным установкам. Первая – борется за собственное выживание, вторая – помогает друг другу. По дороге в Пусан ряды выживших редеют, а вынужденные остановки по дороге уничтожают последние надежды на то, что остались города, не охваченные эпидемией.
Моральный выбор становится тем, чем фильм отличается от аналогичных. Уже на сороковой минуте фильм, по большому счету, можно было бы заканчивать. Если брать исключительно аспект выживания в замкнутом пространстве. Но на удивление после того, как зритель насытился традиционным чавканьем мертвяков с белками вместо глаз, ему предлагают оценить характеры героев. Вместо того, чтобы заявить их в самом начале, как это обычно и делают, персонажи раскрываются по ходу сюжета. Финансовый аналитик с дочкой, громила с беременной женой, молодой бесболист с чирлидершой, чиновник и проводник, две дамы бальзаковского возраста – все они постоянно делают собственный выбор, как поступить в данной конкретной ситуации. Пусть большая часть этих душевных метаний предсказуема, следить за развитием взаимоотношений героев интересно. И пара часов действительно пролетают быстро.
В фильмах про зомби лично меня всегда интересует несколько сюжетных аспектов. Откуда пошла эпидемия? В чем отличие этих зомби от тех, что я видел ранее? Какое у них уязвимое место? На первый вопрос ответ дается в приквеле, а в фильме есть лишь несколько отсылок. Понимая, что вы вряд ли станете разбираться, сообщаю – в биотехнологической компании, которую финансировал один из главных героев, происходит утечка вируса. Он то и превратил страну в зомбиленд за считанные часы. Отличие корейских зомби от других не только в коротком инкубационном периоде, но и в том, что они совершенно беспомощны в темноте. Слабые места – отсутствие интеллекта (даже дверь открыть не могут) и необходимость видеть жертву (закрой окно газетой, и зомби потеряет к тебе интерес). Немедленно возникает вопрос – чего ж тогда герои не дождались темноты? В этом и возникает интересная деталь. Весь фильм практически идет в реальном времени. Еще при посадке в поезд один из героев говорит «да ладно, нам ехать чуть больше часа». И они действительно едут не так уж и долго. Чуть больше часа. Просто доезжают не все.
Смотреть «Поезд в Пусан»? Конечно. Во-первых, это отличный образец нового корейского кино. Во-вторых, не очень тривиальный зомби-муви. В-третьих, фильмов ужасов с изюминкой в последнее время слишком мало. Наконец, у фильма есть конец, а значит сценарий не напичкан «якорями» для продолжения, чем грешат практически все голливудские ленты.